Ми робимо
інформацію доступною
Оновлений сервіс формування звітності SMIDA XML Reports

Директор АРИФРУ: Наша задача - объединить все базы данных на фондовом рынке


21.10.2011 14:20

Вопрос: Вы возглавляете АРИФРУ уже более года, а до этого кадровые перестановки в агентстве сопровождались перебоями в работе его ключевых ресурсов, столь любимых участниками рынка: stockmarket.gov.ua и smida.gov.ua…

Ответ: Действительно, я работаю на позиции директора АРИФРУ уже больше года, но, думаю, что важен не срок как таковой, а конкретные результаты. Но, когда я пришел, состояние агентства было, мягко говоря, плачевным. Существовала очень большая задолженность по зарплате – в размере 359 тыс грн, а с коэффициентом 1,48 (для отчислений в пенсионный и соцфонды) – порядка 580 тыс грн.

Также были долги за несколько месяцев за такие банальные услуги, как интернет, телефон, аренда и, конечно же, по налогам. Не было первичных документов. Не подавалась отчетность в налоговые органы и органы статистики: стояли какие-то ящики с макулатурой – по-другому назвать не могу. Нам даже приходилось искать балансы!

Продукты, предоставляемые АРИФРУ, не были формализованы, т.е. не было понятно, что мы продаем, как мы продаем, какие договоры об этом составляем. Мы даже не знали с кем и на каких условиях мы сотрудничаем. Выяснилось, что в Агентстве было порядка 9000 неотправленных договоров, так как с каждым эмитентом заключается договор о сотрудничестве. Вместо этого -- какая-то груда несистематизированных ящиков, никакой автоматизации и учета… Похожая ситуация была и с программными продуктами – документации не было, система раскрытия строилась на нескольких различных комплексах, зачастую не соответствуя нормативной базе Комиссии… Оказалось, что такая "передача дел" уже стала чуть ли не традицией в истории агентства: от Прилипко к Петрику, от Петрика - к Кучеру, от Кучера – к Котельникову (все – экс-руководители АРИФРУ – примечание автора).

Осложняло работу еще и то, что агентство территориально находилось в очень не презентабельном офисе, где работать с клиентами было крайне неудобно, и имело задолженность за аренду.

Также, что немаловажно, репутация снизилась до критического уровня, потому что АРИФРУ, как раз весной, перед нашим приходом, стала внедрять какие-то платные коды, блокировать прием информации - и это все в период наибольшего наплыва регулярной отчетности по результатам работы эмитентов за год. Тогда весь рынок возмутился.

Вопрос: С чего Вы начали?

Ответ: Любой кризис-менеджер начинает с того, что восстанавливает порядок внутри, формирует линейку продуктов и планирует их продвижение – это классика, ничего сверхъестественного. С этого «стартовали» и мы. Начали с бухгалтерии, документооборота и всех вытекающих отсюда процессов. Инициировали процедуру аудита, организовали создание реестров и пошло-поехало… Наладили бизнес-процессы, изменили оргструктуру: ранее в Агентстве функционировало 9 отделов, и это на 25 человек (!), мы же сократили их количество до 5 отделов: юристы, ИТ, бухгалтерия, работа с клиентами и бэк-офис. Важно было также воодушевить команду: люди привыкли по-другому работать, а мы начали открытую деятельность, с обсуждением всех направлений работы с коллективом. Мы даже финансы показываем сотрудникам… В целом, на возобновление документации, бухгалтерской отчетности понадобилось где-то 9 месяцев.

Потом мы занялись формированием предмета деятельности: что мы можем, зачем мы функционируем? Сформировали продуктовый ряд/линейку, выделив определенные векторы развития, например, вектор обслуживания эмитентов.

Параллельно необходимо было заниматься сайтом, который был в запущенном состоянии (на нем иногда такая реклама появлялась, что стыдно было) имели место постоянные сбои в работе. В итоге, мы приняли решение, что переделать его невозможно, и создать новый. Таким образом, был создан новый сайт, и, при этом, объединены все базы. Сейчас сайт smida.gov.ua – это, по сути, визуализация баз, созданных в разное время, по разным нормативным требованиям, на разных языках. Но клиент всего этого не знает, да и не должен знать, для него главное – бесперебойная и качественная работа ресурса. Хотя я не говорю, что мы завершили процесс по улучшению базы, она постоянно совершенствуется.

Вопрос: В чем заключается это улучшение?

Ответ: Наша задача сейчас - объединить все базы данных (БД) не только по регулярной (годовой и квартальной) и нерегулярной отчетности, но и другие: БД о владельцах свыше 10 % акций, БД правонарушений и пр. Мы уже часть этой задачи реализовали, но будем и дальше работать в этом направлении. Наша цель – сделать так, чтобы при поиске одного эмитента, например, "Мотор-Сич", была видна вся его история и ретроспектива, перечень правонарушений, примененных к нему, и так далее.

Безусловно, мы пытаемся изменить и негативное отношение к агентству, сформированное в период, когда оно занималось крохоборством (а как иначе мог расценить эмитент практиковавшиеся изменения отчетности или программных продуктов?). Мы очень осторожно, очень аккуратно относимся к нашим действиям, обо всех изменениях стараемся предупреждать клиентов и пользователей заранее. Активно занимаемся и коммуникационной составляющей: провели ребрендинг, запустили новый сайт, внедрили новый логотип (причем все это мы самостоятельно разработали и реализовали – от идеи до воплощения).

Вопрос: Какие продукты сейчас продвигает АРИФРУ?

Ответ: После того, как мы создали сайт, мы начали задумываться, что мы еще можем. Логично, что мы можем сделать для клиента какие-то информационные выборки, какую-то аналитическую информацию. И хотя в этом направлении мы еще системно работать не начали и находимся на стадии формирования продуктов, уже порядка 10 агентств получают нашу информацию: мы работаем с Bloomberg, Reuters, ИА «Интерфакс».

Для других клиентов интересна аналитика, так как сформированная база фондового рынка уникальна (правда, эту уникальность и ее практическую пользу нужно доносить до рынка): так, банки заказывают у нас выборку по региону, страховые компании изучают отдельные отрасли для продвижения своих продуктов. Даже многие научные деятели обращаются к нам с необычными интересными запросами.

Кроме того, мы начинаем достаточно активно работать с эмитентами. В прошлом году, например, провели вместе с Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) два тура семинаров по всей Украине по вопросам вступления в силу «Закона об акционерных обществах» и дематериализации акций, на трех из них выступал лично глава Комиссии. Тем самым мы улучшаем свой имидж и получаем возможности для обратной связи, благодаря которой Комиссия представила рынку свои разъяснения по определенным вопросам.

Вопрос: И все же, базовый вопрос – достаточного финансирования - остается?

Ответ: Мы пытаемся монетизировать нашу деятельность без ущерба для рынка. Возьмем, к примеру, базы данных. С одной стороны это бесплатная, публичная и общедоступная информация, а мы предлагаем сервис работы с этой информацией: аналитические информационные выборки по заданным критериям. Другой пример – начинает монетизироваться реклама на сайте, так как он пользуется популярностью на рынке благодаря большому количеству бесплатной информации.

Семинары также монетизируются, потому что есть и затратная часть, необходимо оплачивать аренду, командировки, вознаграждения спикеров. Но, думаю, Вы согласитесь, что 600-700 грн - это незначительная сумма для эмитентов, главное, что услуга, которую мы предоставляем, качественная и востребованная.

Также у нас есть услуга предоставления электронного ящика для Клиентов: не бог весть что, но 15 тыс грн в год приносит. К тому же, мы стали издавать и продавать книги.

Дополнительно из новых услуг АРИФРУ начало оказывать и юридическое обслуживание. У нас сейчас около десяти предприятий, которым мы оказываем комплекс юридических услуг по приведению их деятельности в соответствии с законодательством об АО.

Вопрос: То есть, Вы и услуги по проведению собраний оказываете?

Ответ: Да, ведь мы можем все, что касается корпоративной деятельности предприятия, т.к. мы глубоко понимаем этот процесс и все его тонкости.

Вопрос: А здесь не возникает конфликта интересов: все-таки юридические услуги оказывает созданное Комиссией агентство?

Ответ: Мы еще не оказали ни одной юридической услуги, которая повлекла бы за собой действия со стороны Комиссии… Проведение собрания и тому подобное – это, в большей степени, черновая работа. Да и, к тому же, рынок юридических услуг довольно насыщенный и высококонкурентный.

Вопрос: Вы не попали под решение об упразднении коммерческих услуг в административных структурах? Ходили слухи, что ГКЦБФР вынуждена будет закрыть агентство.

Ответ: Агентство не оказывает административных услуг. Но сама идея, безусловно, правильная, так как во многих госструктурах была распространена выдача платных справок по банальным вопросам.

Вопрос: А как обстоит сегодня дело с бюджетным финансированием?

Ответ: Его вообще нет. Последнее государственное финансирование Агентство получило еще в 2008 году по программе системы мониторинга фондового рынка, около 1,5 млн грн. Средства «зашли» в АРИФРУ, работа была осуществлена, а ее результаты - переданы в Комиссию. Таким образом, три года агентство живет без бюджетного финансирования.

Вопрос: На рынке давно обсуждают идею отказа от печатной публикации объявлений и отчетности в пользу обнародования этой информации в интернете. А сэкономленные эмитентами средства частично могли бы пойти на финансирование баз данных, чтобы гарантировать их бесперебойную работу. В любом случае, было бы логично, что генерируемый официальными изданиями ГКЦБФР приличный денежный ресурс был в тех же руках, что и базы данных, которые требуют значительных затрат на поддержку.

Ответ: Отмечу, что, обеспечивая доступ к различным каналам и источникам информации, государство заботится обо всех слоях населения. И хотя в Украине хорошая динамика роста интернет-аудитории, мы должны учитывать и тех, у кого доступа к интернету нет. Т.к. свобода доступа к информации должна быть обеспечена, газеты останутся и будут функционировать.

Естественно, идея единого информационного центра с единым входом, который будет состоять из печатного издания и веб-сайта – правильная. Это позволит избежать сегодняшнего ненужного и затратного дублирования. Сейчас мы выступаем с идеей единоразовой подачи всей необходимой информации в электронном виде – как для обязательного предоставления отчетности, так и для публикации (на едином ресурсе и в официальной издании ГКЦБФР), что позволит значительно упростить и удешевить процесс для участников рынка.

Вопрос: Но ведь в реальности это профанация. Где небольшой акционер, допустим, из райцентра, сможет взять "Ведомости ГКЦБФР"?

Ответ: Не могу с Вами согласиться. На издание можно подписаться, есть так же его раскладки как в самой Комиссии, так и во всех ее территориальных управлениях.

Другое дело, что процесс сдачи отчетности, как я уже говорил, необходимо облегчить для эмитента. Потому как сегодня ему необходимо подавать ее в ГКЦБФР, на портал stockmarket.gov.ua, в одну из газет Комиссии, а если общество публичное – то еще и в новую систему ЭСКРИН (рисует схему со многими стрелками, исходящими от эмитента – примечание автора). Логично было бы, чтобы эмитент с помощью одного программного продукта или одной точки доступа единоразово, комфортно и оперативно, отчитывался по одному каналу.

Зачастую это вызывает проблемы и у профучастников. Одной компании по разным видам деятельности приходится подавать разную отчетность, в разных форматах, в разные места. И поменять такой формат сложно, потому что все это закреплено десятками нормативных актов и юстировано.

В такой же ситуации оказываются и инвесторы – потребители информации. Сегодня им приходится искать информацию на большом количестве ресурсов. А можно и нужно все сделать проще. Максимально просто.

То есть не нужно вносить изменения в десятки документов, а все сделать заново… Создать и прописать единый процесс и единое положение сдачи отчетности, под это все сделать единое технологическое решение. И это сразу упростит систему отчетности, так как будут одни справочники, терминология, каналы передачи, понятные сроки и т.п.

Мы вошли во многие рабочие группы в ГКЦБФР, внесли свои предложения, которые поддержала созданная при Комиссии стратегическая группа. И наши идеи начинают реализовываться…Что мы придумали? – Систему мониторинга, систему раскрытия данных фондового рынка. Мы начали с профучастников (рисует схему, где от профучастника идет одна стрелка - примечание автора). Первым этапом было внедрение электронной цифровой подписи (ЭЦП): мало кто верил, но общими усилиями этот проект был реализован. Следующим этапом будет создание «единого окна».

Идея проста: через единый вход все эмитенты и профучастники (хранитель, торговец и так далее) сдают в единую базу отчетность по унифицированным требованиям, и это все консолидируется в единую базу данных, из которой часть информации идет на публикацию. Такая единая база позволяет повысить качество мониторинга, проводить кросс-проверки, оптимизировать отчетность.

Второй этап – это осуществить фидбек (обратная связь – ИФ) через веб-приложения. Тогда не будет сомнений -- пришел отчет или не пришел. Если отчет не пришел – будут показаны ошибки, почему это не произошло: система уведомит, где и какие ошибки были допущены. А сейчас система так работает: клиент отослал и ждет, есть ошибка или нет. В таком случае, ошибка выявляется поздно и зачастую может окончиться предупреждением или наказанием.

Плюс дистанционная работа в режиме реального времени с использованием интернета - это удобно.

В свою очередь, территориальные управления и другие структуры Комиссии к единой базе данных получают свой доступ, реализованный через многоуровневую систему прав доступа; таким образом, каждый может ознакомиться только со «своей» информацией.

Вопрос: Хотелось бы уточнить по срокам: когда вы планируете запустить «единое окно»?

Ответ: Не так давно был подан бюджетный запрос на финансирование процесса внедрения системы «единого окна», потому что вся эта система (это, как минимум, пять серверов с соответствующим оборудованием, UPS, кондиционеры и т.д.) должна работать со 100%-ной гарантией. Уже были внедрены несколько оптово-волоконных сетей, резервный канал на самый аварийный случай. Но железо нужно, без этого - никак..

Оптимистичный срок, когда все будет реализовано - конец 2012 года. Я очень надеюсь, что «скелет» системы выкристаллизуется уже в этом году. На сегодняшний день закладываем основы этого, создавая концепт нормативной базы.

Вопрос: Маленькое уточнение. По договору с Агентством по международному развитию США (USAID) вы обязаны поддерживать систему ЭСКРИН. Получается, что она будет существовать автономно?

Ответ: Давайте внимательно рассмотрим нормативную базу. ЭСКРИН – это часть общедоступной базы Комиссии, которой является на сегодняшний день stockmarket.gov.ua. Уполномоченным лицом ведения этой базой является АРИФРУ. ЭСКРИН сегодня существует на другом ресурсе и ведением которого пока занимается Комиссия. Объединить ЭСКРИН и Стокмаркету в единый ресурс вполне логичный шаг, который будет сделан в ближайшее время.

Вопрос: Позвольте пару вопросов о наполнении будущей открытой базы. Сегодня большая проблема в том, что в открытом доступе отсутствует база эмиссий…

Ответ: Действительно, ранее имела место проблема и с продуктом, и с наполнением; в базе был полный хаос. Сейчас база эмиссий уже подготовлена, и теперь проводится ревизия всех записей, в том числе, теруправления проверяют корректность всех данных.

К слову, это одна из тех баз, с помощью которой будет дополнен и усовершенствован портал smida.gov.ua.

Вопрос: Очень мало в базе сегодня информации по профессиональным участникам, если только они не публичные АО. Мы недавно главе Комиссии жаловались: банки – дают все отчетность ежеквартально, перешли на МСФО, показывают акционеров до 5%, а у нас, лидеров рынка, не то что акционеры неизвестны, но и финансовые показатели не разглашаются. Получается, что эмитенты должны раскрываться публично, а профучастники – нет?

Ответ: Мы обсуждаем все эти вопросы. Но пока нет основы, нечего совершенствовать. Сделаем фундамент, а потом уже все остальное. Главное, что у нас есть для этого необходимые силы, ресурсы и, конечно же, опыт.

21.10.2011


Теги: | АРИФРУ | Юрий Бойко |

Важлива інформація

На сайті знаходиться програмне забезпечення для формування інформації відповідно до вимог Положення про розкриття інформації емітентами цінних паперів.